ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Российская Федерация
Администрация Ангарского муниципального образования
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 101
665836 г. Ангарск, 8 микрорайон, дом 55, телефон (8395)518494, 518493.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 101
на 2012-2013 учебный год
Анализ здоровья детей
Важным показателем работы МДОУ является здоровье детей. В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка.
Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом детской поликлиники врач Белых Н.Н. и медицинской сестрой I категории Мирошниковой М.К. Медицинский блок оборудован в соответствии с Приказом МО МЗ РФ № 186/272 и действующими СанПиН и включает в себя кабинет медицинской сестры и врача, прививочный кабинет, изолятор.
Нормативные документы по медицинскому обслуживанию детей в наличии имеются. В июле 2009 года МДОУ получило лицензию на медицинскую деятельность
Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей. В спальнях кровати расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Постельные принадлежности промаркированы согласно требованиям СанПиН. Моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве, соблюдаются безопасные условия их хранения. Во всех группах выделена столовая посуда для персонала и обозначены места ее хранения. Уборка в группах осуществляется согласно графикам, санитарные правила персоналом соблюдаются. Питание организовано по примерному двухнедельному меню. В МДОУ имеется необходимый набор продуктов. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное соседство соблюдаются, документация на поступающую продукцию оформляется правильно. Температурный режим в бытовых холодильниках и «ШХ» соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии с требованиями, в том числе выход готовых блюд, общий литраж в меню проставляется ежедневно. Детям с пищевой аллергией проводится равноценная замена блюд, и проводится профилактика дефицита йода – с использованием йодированной соли. В МДОУ постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.
Группы здоровья | 2009г. | 2010г. | 2011г. | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 |
26 |
13,6 |
28 |
14,6 |
28 |
13,4 |
2 |
152 |
80 |
154 |
79,3 |
166 |
79,4 |
3 |
11 |
5,7 |
11 |
5,7 |
12 |
5,7 |
4 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
3 |
1,4 |
В 2010 году уменьшилось количество детей первой группы за счет увеличения детей с выявленными функциональными изменениями соответственно увеличилось количество детей 2 ой группы, она пополнилась детьми с такими заболеваниями как «АРС» – аномалия развития сердца, ЧДБ, изменение осанки.
Физическое развитие воспитанников
2009г. | 2010г. | 2011г. | ||||
К-во | % | К-во | % | К-во | % | |
Нормальное развитие |
141 |
74,2 |
164 |
84,5 |
156 |
74,6 |
Дисгармоничное развитие за счет дефицита массы тела |
18 |
9,4 |
7 |
3,6 |
15 |
7,2 |
Дисгармоничное развитие за счет избытка массы тела |
3 |
1,6 |
3 |
1,5 |
9 |
4,3 |
Низкий рост |
3 |
1,5 |
7 |
3,6 |
- |
- |
Высокий рост |
25 |
13,1 |
13 |
6,7 |
29 |
13,8 |
Из таблицы видно, что по сравнению с прошлым годом цифры практически остались на уровне прежних показателей.
По результатам профилактических осмотров выявлена патология
Патология | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
До 3 л./ 3-7 лет | До 3 л./ 3-7 лет | До 3 л./ 3-7 лет | |
Зрения | -/ 3 | -/ 4 | -/ 5 |
Речи | -/ 20 | -/ 15 | – / 15 |
Сколиоз | -/ 2 | – / 1 | – / 2 |
Нарушение осанки | – / 15 | -/ 12 | – / 10 |
Плоскостопие | – / 15 | – / 8 | – / 8 |
Туб.инфицированность | – /2 | – / 2 | – / 4 |
Сердечно-сосудистой системы | – / 1 | 1 /1 | – / 3 |
ЛОР-органов | – / 1 | – / 4 | – /6 |
ЖКТ | 4\ 6 | 1 /3 | 2 / 4 |
Часто болеющие дети | 13 /6 | 10 /3 | 12 / 5 |
Аллергические заболевания (в т.ч. бронхиальная астма, предастма, атопический дерматит, пищевая и лекарственная аллергия) | 10 / 6 | 8/ 5 | 10 / 4 |
Патология центральной нервной системы | 1 / 1 | - | 2 / 2 |
По итогам анализа профилактических осмотров за год видна динамика роста патологий практически по всем наименованиям. Наибольший рост заболеваний: туб.инфецированность, аллергическая патология, патология сердечно-сосудистой системы, лор. Заболевания. ЖКТ. Причем рост патологии по группе «ССС» «ЦНС» обусловлен увеличением количества осмотренных детей узкими специалистами: кардиологом, неврологом. Выросло количество детей с патологией речи: из 45 детей вновь поступивших в детский сад 9 человек уже имеют нарушения речи. Увеличилось количество детей из группы «ЧДБ».
Заболеваемость детей в относительных величинах за 2009-2011 годы см. таблицу «Анализ заболеваемости детей за 2009-2011гг»
Острая заболеваемость детей раннего возраста и пропуск по болезни одним ребенком в 2011г. Значительно вырос и по сравнению с предыдущими годами, и по сравнению с цифрами города. Значительно меньше случаев в 2011 году ангин, пневмоний, гриппа, кишечных инфекций, но выше заболеваемость ОРЗ.
Несчастных случаев с воспитанниками МДОУ в течение последних 5 лет не зарегистрировано.
В 2011 году зарегистрированы внутригрупповые заражения острой кишечной инфекцией 1 случай, а в 2010 году случаев кишечных инфекций не было. В 2010 году внутригрупповые заражения скарлатиной не было, а в 2011 году 1 случай скарлатины.
Своевременно проводится скрининг – тесты, диспансеризация и вакцинация детей Охват профилактическими прививками по вакцино – управляемым инфекциям около 100%. Работа по охране и укреплению здоровья детей проводится согласно плану лечебно-профилактической работы, утвержденному заведующей МДОУ. Ежегодно разрабатывается план оздоровления часто болеющих детей и детей группы риска, план мероприятий по профилактике и предупреждению заболеваний гриппом.
В МДОУ разработана «Оздоровительная программа», цель которой: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Цель программы:
«Оздоровительная программа» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Законодательно – нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
2. Устав образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
- Овладение навыками самооздоровления.
- Снижение уровня заболеваемости.
Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения.
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основные принципы программы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления программы
Профилактическое
- Обеспечение благоприятного течения адаптации;
- Выполнение сангигиенического режима;
- Проведение обследований по скрининг – программе и выявление патологий;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
- Профилактика йододефицитных состояний
Организационное
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
- Составление индивидуальных планов оздоровления;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических кадров;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Система организации физкультурно – оздоровительной работы в МДОУ
Обеспечение реализации основных направлений программы
Техническое и кадровое обеспечение |
||
1 |
Приобретение необходимого оборудования:-медицинского: кварцевые лампы, люстры Чижевского
-мебели (стулья, столы, детская игровая мебель) -спортивного (мячи, обручи, конусы- стойки, гимнастические палки, коврики, гимнастические маты) |
Голованова И.А.
|
2 |
Осуществление ремонта:
-овощехранилища |
Голованова
И.А. |
3 |
Введение дополнительных услуг:-музыкально-театральной деятельности
-спортивных секций
|
Голованова И.А.
|
4. |
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (Соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) |
Баркунова С.М. |
|
Организационно – методическое и психолого – педагогическое обеспечение
|
|
1 |
Разработка плана оздоровительной работы и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Сучкова О.И.Мирошникова М.К. |
2 |
Поиск, изучение, внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: ароматерапия, фитонцидотерапия, фитотерапия | Мирошникова М.К. |
3 |
Заполнение «Паспортов здоровья» в группах | воспитатели |
4 |
Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (применение игр, упражнений и ритуалов по социально-эмоциональному развитию) |
воспитатели |
5 |
Введение специальных занятий (сеансы оздоровления) «Комнате настроений» |
Мирошникова М.К. |
6 |
Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды МДОУ, внедрение новых, эффективных моделей |
воспитатели |
7 |
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей |
воспитатели |
8 |
Участие в научно-практических семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам оздоровления детей |
Голованова И.А. |
Формы и методы оздоровления детей
№ |
Формы и методы |
Содержание |
Контингент детей |
1 |
|
|
|
2 |
Физические упражнения |
-утренняя гимнастика;-физкультурно – оздоровительные занятия;-подвижные и динамичные игры;-профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)- спортивные игры
- школа мяча |
все группы |
3 |
Гигиенические и процедуры | -умывание;-мытье рук-обеспечение чистой среды |
|
4 |
Свето – воздушные ванны | -проветривание помещений (в том числе сквозное)-прогулки на свежем воздухе-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
|
5 |
Активный отдых | - развлечения, праздники-игры- забавы-дни здоровья-каникулы |
|
6 |
Фитотерапия | -сеанс фитонцидами-аромамедальоны ( с чесноком) |
|
7 |
Диетотерапия | -рациональное питание-индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания) |
|
8 |
Свето- и цветотерапия | -обеспечение светового режима-цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
|
9 |
Музтерапия | - музсопровождение режимных моментов- музоформление фона занятия- музтеатральная деятельность-хоровое пение (в том числе звуковое) |
|
10 |
Аутотренинг и психогимнастика | -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы-игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний-коррекция поведения |
|
11 |
Спецзакаливание | -игровой массаж-дыхательная гимнастика |
|
12 |
Пропаганда ЗОЖ |
|
|
Система закаливающих процедур для детей раннего и дошкольного возраста.
Неспециальное закаливание( в повседневной жизни детей) | Специальное |
воздух | |
1.Температура в помещении 22 гр.2. Одежда соответствует3. Сквозное проветривание в отсутствии детей по 5-7 минут4. Воздушные ванны после дневного сна, во время утренней гимнастики , умывания.5. Обязательная прогулка 2раза в день
|
Специальные общие воздушные ванны продолжительностью с 3-5 мин до 10-15 мин.начальная температура воздуха 23-22 гр, конечная – 21-20 гр.Ослабленным детям продолжительность ванны по 5 мин. Без снижения температуры |
вода | |
1. Умывание водой комнатной температуры | 1. влажное обтирание.2. Общее обливание : начальная температура + 35, конечная 26-28 градусов.3. Местное обливание ног: водой контрастной температуры ( 36 – 35 ; 24 -25;36-35градусов)постепенно можно снижать температуру холодной воды до 20 градусов. |
солнце | |
Пребывание в кружевной тени деревьев иликратковременное(по 5-6 мин.в день) – наосвещенном солнцем участке. | По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, нов течение дня может составить суммарно40-50 минут. |
босохождение | |
после дневного сна | по тропе «Здоровья» по контрастнымповерхностям с предварительнымобливанием тропы водой.По облитой водой траве.
|
Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе: диагностике физического развития, физической подготовленности, здоровья, нервно-психического развития.
Гибкий и динамичный режим МДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха дошкольников в течение дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возрастом детей и состоянием их здоровья; фронтальную, подгрупповую и индивидуальную работу с детьми; студийную и кружковую работу по интересам. Это дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные возможности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.
Результаты деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению свидетельствуют о том, что работа в этом блоке осуществлялась целенаправленно, систематически. См. таблицу «Скрининг – программа на 2010 год»
Скиринг-программу проводили медсестра Мирошникова М.К. и физкультурный работник Гондарь И.С.
По результатам таблицы видно, что 76,2% детей физическая подготовка к школе соответствует возрасту.
Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.
В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.
Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне-зимне-весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.
В МДОУ разработана оздоровительная программа см. таблицу «Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года».
Таким образом:
Необходимо: продолжать работу всего дошкольного учреждения :
- по профилактике простудных заболеваний, качественной реализации плана физкультурно-оздоровительной работы в группах с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
- целенаправленную просветительную работу с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей, по профилактике домашнего травматизма; шире вовлекать их в детскую деятельность как равных партнеров.
• внедрять в практику работы современные здоровьесберегающие технологии.
• ввести в практику работы игровую оздоровительную гимнастику после дневного сна.