г.Ангарск, 8-й мрн., дом 55. 8(3955) 51-84-94

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Российская Федерация

Администрация Ангарского муниципального образования

МБДОУ детский сад  комбинированного  вида № 101

665836 г. Ангарск, 8 микрорайон, дом 55, телефон  (8395)518494, 518493.

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 101

на 2012-2013  учебный год

 

         

Анализ здоровья детей

Важным показателем работы МДОУ является здоровье детей. В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка.

Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом детской поликлиники врач Белых Н.Н. и  медицинской сестрой I категории Мирошниковой М.К. Медицинский блок оборудован в соответствии с Приказом МО МЗ РФ № 186/272 и действующими СанПиН и включает в себя кабинет медицинской сестры и врача, прививочный кабинет, изолятор.

Нормативные документы по медицинскому обслуживанию детей в наличии имеются. В июле 2009 года МДОУ получило лицензию на медицинскую деятельность

Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей. В спальнях кровати расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Постельные принадлежности промаркированы согласно требованиям СанПиН. Моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве, соблюдаются безопасные условия их хранения. Во всех группах выделена столовая посуда для персонала и обозначены места ее хранения. Уборка в группах осуществляется согласно графикам, санитарные правила персоналом соблюдаются.     Питание организовано по примерному двухнедельному меню. В МДОУ имеется необходимый набор продуктов. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное соседство соблюдаются, документация на поступающую продукцию оформляется правильно. Температурный режим в бытовых холодильниках и «ШХ» соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии с требованиями, в том числе выход готовых блюд, общий литраж в меню проставляется ежедневно. Детям с пищевой аллергией  проводится равноценная замена блюд, и проводится профилактика дефицита йода – с использованием йодированной соли. В МДОУ постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.

Группы здоровья              2009г.          2010г. 2011г.
Кол-во    % Кол-во       % Кол-во %

1

26

13,6

28

14,6

28

13,4

2

152

80

154

79,3

166

79,4

3

11

5,7

11

5,7

12

5,7

4

1

0,5

1

0,5

3

1,4

 

В 2010 году уменьшилось количество детей первой группы за счет увеличения детей с выявленными функциональными изменениями соответственно увеличилось количество детей 2 ой группы,  она пополнилась детьми с такими заболеваниями как «АРС» – аномалия развития сердца, ЧДБ, изменение осанки.

Физическое развитие воспитанников

2009г. 2010г. 2011г.
К-во % К-во % К-во %
Нормальное развитие

141

74,2

164

84,5

156

74,6

Дисгармоничное развитие за счет дефицита массы тела

18

9,4

7

3,6

15

7,2

Дисгармоничное развитие за счет избытка массы тела

3

1,6

3

1,5

9

4,3

Низкий рост

3

1,5

7

3,6

-

-

Высокий рост

25

13,1

13

6,7

29

13,8

Из таблицы видно, что по сравнению с прошлым годом цифры практически остались на уровне прежних показателей.

По результатам профилактических осмотров выявлена патология

Патология 2009г.   2010г. 2011г.
До 3 л./ 3-7 лет До 3 л./ 3-7 лет До 3 л./ 3-7 лет
Зрения -/ 3   -/ 4   -/ 5
Речи          -/ 20   -/ 15   – / 15
Сколиоз          -/ 2   – / 1   – / 2
Нарушение осанки          – / 15   -/ 12   – / 10
Плоскостопие          – / 15   – / 8   – / 8
Туб.инфицированность          – /2   – / 2   – / 4
Сердечно-сосудистой системы          – / 1   1 /1   – / 3
ЛОР-органов          – / 1   – / 4   – /6
ЖКТ          4\ 6  1 /3   2 / 4
Часто болеющие дети         13 /6  10 /3   12 / 5
Аллергические заболевания (в т.ч. бронхиальная астма, предастма, атопический дерматит, пищевая и лекарственная аллергия)         10 / 6   8/ 5   10 / 4
Патология центральной нервной системы          1 / 1       -   2 / 2

По  итогам анализа профилактических осмотров за год видна динамика роста патологий практически по всем наименованиям. Наибольший рост заболеваний: туб.инфецированность, аллергическая патология, патология сердечно-сосудистой системы, лор. Заболевания. ЖКТ. Причем рост патологии по группе «ССС» «ЦНС» обусловлен увеличением количества осмотренных  детей узкими специалистами: кардиологом, неврологом. Выросло количество детей с патологией речи: из 45 детей вновь поступивших в детский сад 9 человек уже имеют нарушения речи. Увеличилось количество детей из группы «ЧДБ».

 

Заболеваемость детей в относительных величинах за 2009-2011 годы см. таблицу «Анализ заболеваемости детей за 2009-2011гг»

Острая заболеваемость детей раннего возраста и пропуск по болезни одним ребенком в 2011г. Значительно вырос  и по сравнению с предыдущими годами, и по сравнению с цифрами города. Значительно меньше случаев  в 2011 году ангин, пневмоний, гриппа, кишечных инфекций,  но выше заболеваемость ОРЗ.

Несчастных случаев  с воспитанниками МДОУ в течение последних 5 лет не зарегистрировано.

В 2011 году зарегистрированы внутригрупповые заражения острой кишечной инфекцией 1 случай, а в 2010 году случаев кишечных инфекций не было. В 2010 году внутригрупповые заражения скарлатиной не было, а в 2011 году 1 случай скарлатины.

Своевременно проводится скрининг – тесты, диспансеризация и вакцинация детей    Охват профилактическими прививками по вакцино – управляемым инфекциям около 100%. Работа по охране и укреплению здоровья детей проводится согласно плану лечебно-профилактической работы, утвержденному заведующей МДОУ. Ежегодно разрабатывается план оздоровления часто болеющих детей и детей группы риска, план мероприятий по профилактике и предупреждению заболеваний гриппом.

В МДОУ  разработана «Оздоровительная программа», цель которой: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Цель программы:

«Оздоровительная программа» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

 Законодательно – нормативное обеспечение программы

  1. Закон РФ «Об образовании».

2. Устав образовательного учреждения.

 

 Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладение навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости.

 

 Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения.

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

 

Основные принципы программы

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

 

 Основные направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение сангигиенического режима;
  3. Проведение обследований по скрининг – программе и выявление патологий;
  4. Решение оздоровительных задач всеми средствами  физической культуры;
  5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
  6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
  7. Профилактика  йододефицитных состояний

 

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  3. Составление индивидуальных  планов оздоровления;
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров;
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

 

 

Система организации физкультурно – оздоровительной работы в МДОУ

 

 155

 

 

Обеспечение реализации основных направлений программы

 

  Техническое и кадровое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования:-медицинского: кварцевые лампы, люстры Чижевского

-мебели (стулья, столы, детская игровая мебель)

-спортивного (мячи, обручи, конусы- стойки, гимнастические палки, коврики, гимнастические маты)

Голованова И.А. 

 

2

Осуществление ремонта: 

-овощехранилища

Голованова

И.А.

3

Введение дополнительных услуг:-музыкально-театральной деятельности

-спортивных секций

 

Голованова И.А. 

 

4.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (Соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Баркунова С.М.

 

 

 Организационно – методическое и психолого – педагогическое обеспечение

 

1

Разработка плана оздоровительной работы и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей Сучкова О.И.Мирошникова М.К.

2

Поиск, изучение, внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: ароматерапия, фитонцидотерапия, фитотерапия Мирошникова М.К.

3

Заполнение «Паспортов здоровья» в группах  воспитатели

4

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (применение игр, упражнений и ритуалов по социально-эмоциональному развитию)

воспитатели

5

Введение специальных занятий (сеансы оздоровления) «Комнате настроений»

Мирошникова М.К.

6

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды МДОУ, внедрение новых, эффективных моделей

воспитатели

7

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

воспитатели

8

Участие в научно-практических семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам оздоровления детей

Голованова И.А.

 

Формы и методы оздоровления детей

Формы и

методы

Содержание

Контингент

детей

1

 

 

2

Физические

упражнения

-утренняя гимнастика;-физкультурно – оздоровительные занятия;-подвижные и  динамичные игры;-профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)- спортивные игры

- школа мяча

все группы

3

Гигиенические и процедуры -умывание;-мытье рук-обеспечение чистой среды

 

4

Свето – воздушные ванны -проветривание помещений (в том числе сквозное)-прогулки на свежем воздухе-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

 

5

Активный отдых - развлечения, праздники-игры- забавы-дни здоровья-каникулы

 

6

Фитотерапия -сеанс фитонцидами-аромамедальоны ( с чесноком)

 

7

Диетотерапия -рациональное питание-индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания)

 

8

Свето- и цветотерапия -обеспечение светового режима-цветовое и световое  сопровождение среды и учебного процесса

 

9

Музтерапия - музсопровождение режимных моментов- музоформление фона занятия- музтеатральная деятельность-хоровое пение (в том числе звуковое)

 

10

Аутотренинг и психогимнастика -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы-игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний-коррекция поведения

 

11

Спецзакаливание -игровой массаж-дыхательная гимнастика

 

12

Пропаганда ЗОЖ

 

 

 

Система закаливающих процедур  для детей раннего и дошкольного возраста.

      Неспециальное закаливание( в повседневной жизни детей)                 Специальное
                                                            воздух
1.Температура в помещении 22 гр.2. Одежда соответствует3. Сквозное проветривание в отсутствии детей по 5-7 минут4. Воздушные ванны после дневного сна, во время утренней гимнастики , умывания.5. Обязательная прогулка 2раза в день

 

Специальные общие воздушные ванны продолжительностью с 3-5 мин до 10-15 мин.начальная температура воздуха 23-22 гр, конечная – 21-20 гр.Ослабленным детям продолжительность ванны по 5 мин. Без снижения температуры
                                                              вода
1. Умывание водой комнатной температуры 1. влажное обтирание.2. Общее обливание : начальная температура + 35, конечная 26-28 градусов.3. Местное обливание ног: водой контрастной температуры ( 36 – 35 ; 24 -25;36-35градусов)постепенно можно снижать температуру холодной воды до 20 градусов.
                                                              солнце
Пребывание в кружевной тени деревьев иликратковременное(по 5-6 мин.в день) – наосвещенном солнцем участке. По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, нов течение дня может составить суммарно40-50 минут.
                                                              босохождение
после дневного  сна по тропе «Здоровья» по контрастнымповерхностям с предварительнымобливанием тропы водой.По облитой водой траве. 

 

Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе: диагностике физического развития, физической подготовленности, здоровья, нервно-психического развития.

Гибкий и динамичный режим МДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха дошкольников в течение дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возрастом детей и состоянием их здоровья; фронтальную,  подгрупповую и индивидуальную работу с детьми; студийную и кружковую работу по интересам. Это дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные возможности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.

Результаты  деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению  свидетельствуют о том, что работа в этом блоке осуществлялась целенаправленно, систематически. См. таблицу «Скрининг – программа на 2010 год»

Скиринг-программу проводили медсестра Мирошникова М.К. и физкультурный работник Гондарь И.С.

По результатам таблицы видно, что 76,2% детей физическая подготовка к школе соответствует возрасту.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.

Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне-­зимне-весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.

В МДОУ разработана оздоровительная программа см. таблицу «Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года».

 

    Таким образом:

Необходимо: продолжать работу всего дошкольного учреждения :

-    по профилактике простудных заболеваний, качественной реализации плана физкультурно-оздоровительной работы в группах с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;

-  целенаправленную просветительную работу с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей, по профилактике домашнего травматизма; шире вовлекать их в детскую деятельность как равных партнеров.

•        внедрять в практику работы современные здоровьесберегающие технологии.

•        ввести в практику работы игровую оздоровительную гимнастику после дневного сна.