г.Ангарск, 8-й мрн., дом 55. 8(3955) 51-84-94

Образовательная деятельность

ПРОГРАММА

развития  муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида  № 101

 

 

реферативный вариант

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………

1. Исходное состояние МБДОУ   № 101……………………………… .

1.1. Информационная справка

1.2. Проблемный анализ состояния ДОУ:…………………………….

анализ здоровья воспитанников……………………………………….

анализ воспитательно-образовательного процесса……………………

анализ условий…………………………………………………………..

1.3. Проблемный вывод …………………………………………………

 

2. Концепция программы развития МБДОУ № 101…………………….

3. Структурно-содержательное описание………………………………

4. Действия по реализации программы…………………………………

4.1. Прогнозируемые результаты……………………………………….

4.2. План деятельности…………………………………………………..

Заключение

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значительные социально-экономические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых  условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывая общие тенденции мирового развития, направлена на формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранение места России в ряду ведущих стран мира.

Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.

В связи с введением  Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,

в современной системе дошкольного  воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется необходимостью тщательного изучения  материалов ФГТ, составления основной общеобразовательной программы МДОУ, повышением уровня квалификации и профессиональной компетентности педагогов, чуткого реагирования МДОУ на социальные запросы родителей и школы.

Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости кардинальных преобразований в организации образовательного процесса МДОУ и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий.

Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МДОУ, представляющую собой  систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного решения поставленных целей.

Программа разработана на 5 лет с учетом нормативно-правовой базы:

Международно-правовые  акты:

Конвенция о правах ребёнка

Декларация прав ребёнка

Законы  РФ и документы  Правительства РФ:

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07. 1998

Конституция РФ,

Закон РФ  «Об образовании»

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

Федеральные государственные  требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Содержание разработанной программы отвечает ведущим идеям современного образования:

- признание самоценности дошкольного периода

- сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников

- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса

 

ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ МДОУ № 101.

1.1. Информационная справка

Наименование учреждения и юридический адрес

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 101

665831, Иркутская область, г. Ангарск – 31, 8 микрорайон, дом 55.

Руководитель учреждения

Голованова Ирина Анатольевна, телефон 518-494, 518-493.

Организационно-правовая  форма предприятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 101 создано на основании решения Малого Совета № 362 от 15.12.1992г. зарегистрировано Постановле­нием Мэра гор. Ангарска от 20.08.1993г. № 1701 и является учреждением дошкольного образования.

Учредителем  является Ангарское муниципальное образование в лице Уп­равления Образования администрации Ангарского муниципального образования на основании постановления Мэра Ангарского муниципального образования от 23.11.1999г. № 3578. Отношения между Учреждением и Учредителем определяется договором о взаимоотношениях учредителя с образовательным учреждением от 26.02.2002г. Свидетельство о государственной регистрации № 1914 от 22.08.2000г. дает право осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами предприятия в рамках существующего законодательства на всей территории Российской Федерации.

В своей деятельности учреждение руководствуется с законодательством Российской Федерации,  Конституцией РФ,

Законом РФ «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Федеральными законами и подзаконными актами Иркутской области, решением Думы  АМО, распоряжениями и постановлениями мэра АМО. Уставом дошкольного учреждения и локальными нормативными актами МБДОУ.

В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила пожарной безопасности.

Общее санитарно – гигиеническое состояние ДОУ (питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы) соответствуют требованиям Роспотребнадзора.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, круглую печать со своим наименованием, бланки, угловой штамп

Лицензия 38 л 01, регистрационный номер 0000340 от 20 июля 2012 г.

Краткая характеристика учреждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 101 представляет собой отдельно стоящее здание, состоящее из двух корпусов общей площадью

Год сдачи  в эксплуатацию 1977.

-система отопления – центрально-водяное;

-система вентиляции комбинированная (обособленная, локализующая)

-система водоснабжения городской водопровод

-система противопожарной сигнализации  установлена в 2005 году,  имеются средства   пожаротушения.

- система тревожной сигнализации установлена в 2004 году

В учреждении имеется пищеблок, прачечная, овощехранилище.

К зданию прилегают игровые площадки, спортивная площадка, уличный бассейн, хозяйственный двор, зона озеленения.

Наличие в МБДОУ: медицинский блок (медкабинет, процедурный кабинет, изолятор), логопедический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал.

Режим работы учреждения 12-ти часовое пребывание детей  с 7.00 до 19.00 часов  при пятидневной рабочей неделе.

Учреждение предназначено для осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с 1,6  года до 7 лет.

Цель деятельности МБДОУ: сохранение и укрепление психофизического здоровья и речевое развитие детей дошкольного возраста. Воспитательно-образовательная работа в МБДОУ № 101 проводится по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Приоритетными направлениями деятельности  МБДОУ детский  сад комбинированного вида № 101 являются развитие детей раннего возраста и речевое развитие детей.

В учреждении функционирует 1 логопедическая группа 9 групп общеразвивающей направленности. Из них 6 групп дошкольного возраста  и 3 группы – раннего возраста (1,5 – 3 года).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типовому  положению. Все группы однородны по возрастному составу детей.

 

Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Сведения об образовании и уровне квалификации педагогического состава

Показатели Кол-во  Высшее образование незаконченное высшее среднее профессиональное Имеют

высшую квалификационную категорию

Имеют

первую квалификационную категорию

Имеют почетные звания
Всего руководящих и педагогических работников 23  10     2 2 4
Руководящих 2  2     2   2
Педагогических (воспитатели) 18 5 1 13   1 2
Узких специалистов

-учитель-логопед

-музыкальные руководители

3 3       1  

Наличие медицинских кадров (в штате  поликлиники)

Врач 1

Медицинская сестра    1

 

Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности.  Педагогический коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. Педагоги находится в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. ДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья.

За годы существования ДОУ в коллективе сложились следующие традиции:

- потребность в постоянном совершенствовании;

- нетрадиционное проведение методических мероприятий для педагогов;

- совместное празднование торжественных дат.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Кроме воспитателей с детьми занимаются  учитель-логопед,  музыкальные руководители, инструктор по физвоспитанию.

Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В 2008 году в МДОУ произведен капитальный  ремонт. В ДОУ имеются музыкальный и спортивный залы, логопедический кабинет и учебный класс, методический кабинет.  Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная предметно-развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать способы и формы их жизнедеятельности.

Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка, летний бассейн.

Детский сад  расположен в 8 микрорайоне, на окраине города в относительно чистом, отдаленном от магистральных улиц и крупных предприятий месте. Недалеко – лесной массив. Детский сад находится в окружении жилых домов. Рядом расположена средняя школа № 5, ДОУ № 93, 92 86, детская библиотека, кинотеатр «Родина», Музей Победы, Школа искусств № 3. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы ДОУ был частью образовательного пространства, поэтому МБДОУ № 101 – открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.

Коллектив ДОУ во главе с  руководителем Головановой И.А. работает в тесном контакте с другими детскими садами. В ДОУ проводятся открытые занятия, семинары, мастер-классы для воспитателей, методистов, заведующих на муниципальном  уровне.

 

1.2. Проблемный анализ состояния МБДОУ № 101.

 

Главная цель разработанной программы развития ДОУ – повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного и школьного возраста.

Изучение деятельности коллектива  за 2005 – 2010 годы  закономерно выявляет, что в процессе  развития МДОУ  как  целостной воспитательно –  образовательной системы произошли  изменения, которые  обусловили необходимость создания «Программы развития МДОУ на 2011-2016 год»:

Реализована программа Развития МДОУ на 2005-2010год, направленная на сохранение и  укрепление  психофизического здоровья детей. Отработаны этапы программы: 1 этап – овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями и 2 этап – применение данных технологий.

Анализ здоровья детей

Важным показателем работы МДОУ является здоровье детей. В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка. Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом детской поликлиники врач Белых Н.Н. и  медицинской сестрой I категории Мирошниковой М.К. Медицинский блок оборудован в соответствии с Приказом МО МЗ РФ № 186/272 и действующими СанПиН и включает в себя кабинет медицинской сестры и врача, прививочный кабинет, изолятор.    Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей. В спальнях кровати расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Питание детей организовано по примерному двухнедельному меню. В МДОУ имеется необходимый набор продуктов. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное соседство соблюдаются, документация на поступающую продукцию оформляется правильно. Температурный режим в бытовых холодильниках и «ШХ» соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока находится в исправном состоянии.   Детям с пищевой аллергией  проводится равноценная замена блюд, и проводится профилактика дефицита йода – с использованием йодированной соли. В июне 2010 года МБДОУ получило лицензию на медицинскую деятельность. В МДОУ постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.

Группы здоровья              2009г.          2010г. 2011г.
Кол-во    % Кол-во       % Кол-во %
1 26 13,6 28 14,6 28 13,4
2 152 80 154 79,3 166 79,4
3 11 5,7 11 5,7 12 5,7
4 1 0,5 1 0,5 3 1,4

В 2010 году уменьшилось количество детей первой группы за счет увеличения детей с выявленными функциональными изменениями соответственно увеличилось количество детей 2 ой группы,  она пополнилась детьми с такими заболеваниями как «АРС» – аномалия развития сердца, ЧДБ, изменение осанки.

Физическое развитие воспитанников

   

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

  К-во % К-во % К-во %
Нормальное развитие 141 74,2 164 84,5 156 74,6
Дисгармоничное развитие за счет дефицита массы тела 18 9,4 7 3,6 15 7,2
Дисгармоничное развитие за счет избытка массы тела 3 1,6 3 1,5 9 4,3
Низкий рост 3 1,5 7 3,6 - -
Высокий рост 25 13,1 13 6,7 29 13,8

По результатам профилактических осмотров выявлена патология

 

Патология

2009г.   2010г. 2011г.
До 3 л./ 3-7 лет До 3 л./ 3-7 лет До 3 л./ 3-7 лет
Зрения -/ 3   -/ 4   -/ 5
Речи          -/ 20   -/ 15   – / 15
Сколиоз          -/ 2   – / 1   – / 2
Нарушение осанки          – / 15   -/ 12   – / 10
Плоскостопие          – / 15   – / 8   – / 8
Туб.инфицированность          – /2   – / 2   – / 4
Сердечно-сосудистой системы          – / 1   1 /1   – / 3
ЛОР-органов          – / 1   – / 4   – /6
ЖКТ          4\ 6  1 /3   2 / 4
Часто болеющие дети         13 /6  10 /3   12 / 5
Аллергические заболевания (в т.ч. бронхиальная астма, предастма, атопический дерматит, пищевая и лекарственная аллергия)         10 / 6   8/ 5   10 / 4
Патология центральной нервной системы          1 / 1       -   2 / 2

По  итогам анализа профилактических осмотров за год видна динамика роста патологий практически по всем наименованиям. Наибольший рост заболеваний: тубинфецированность, аллергическая патология, патология сердечно-сосудистой системы, заболевания ЛОР, ЖКТ. Причем рост патологии по группе «ССС» «ЦНС» обусловлен увеличением количества осмотренных  детей узкими специалистами: кардиологом, неврологом. Выросло количество детей с патологией речи: из 45 детей вновь поступивших в детский сад 9 человек уже имеют нарушения речи. Увеличилось количество детей из группы «ЧБД». Острая заболеваемость детей раннего возраста и пропуск по болезни одним ребенком в 2011г. значительно вырос  и по сравнению с предыдущими годами, и по сравнению с цифрами города. Значительно меньше случаев  в 2011 году ангин, пневмоний, гриппа, кишечных инфекций,  но выше заболеваемость ОРЗ.

Несчастных случаев  с воспитанниками МДОУ в течение последних 5 лет не зарегистрировано.  В 2011 году зарегистрированы внутригрупповые заражения острой кишечной инфекцией 1 случай,   в 2011 году 1 случай скарлатины.

Работа по охране и укреплению здоровья детей проводится согласно плану оздоровительной  работы, утвержденному заведующей МБДОУ. Ежегодно разрабатывается план оздоровления часто болеющих детей и детей группы риска, план мероприятий по профилактике и предупреждению заболеваний гриппом. Своевременно проводится скрининг – тесты, диспансеризация и вакцинация детей. Охват профилактическими прививками по вакцино – управляемым инфекциям около 100%. Таким образом,  МБДОУ необходимо продолжить работу:

  •    по профилактике простудных заболеваний, качественной реализации плана физкультурно-оздоровительной работы в группах с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
  •   целенаправленную просветительную работу с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей, по профилактике домашнего травматизма; шире вовлекать их в детскую деятельность как равных партнеров.
  • внедрять в практику работы современные здоровьесберегающие технологии.

Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе: диагностике физического развития, физической подготовленности, здоровья, нервно-психического развития. Гибкий и динамичный режим МДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха дошкольников в течение дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возрастом детей и состоянием их здоровья; фронтальную,  подгрупповую и индивидуальную работу с детьми; студийную и кружковую работу по интересам. Это дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные возможности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы. Результаты  деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению  свидетельствуют о том, что работа в этом блоке осуществлялась целенаправленно, систематически.   Скиринг-программу проводили медсестра Мирошникова М.К. и  инструктор по физической культуре  Гонтарь И.С. По результатам таблицы видно, что 76,2% детей физическая подготовка к школе соответствует возрасту. Более 50% детей  показывают высокий уровень усвоения программы в области «Физическая культура». Вместе с тем, отмечаем, что необходимо продолжать вести работу по развитию у дошкольников таких физических качеств, как быстрота, ловкость. В начале каждого учебного года заместитель заведующего по воспитательно- методической работе и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года   

Анализ показывает, что в МДОУ практически нет абсолютно здоровых детей, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания.  Дети поступают в ДОУ с хроническими заболеваниями, которые прогрессируют  к 6-7 годам. Причины  роста заболеваемости детей носят объективный характер: экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др. Изучение  количественных и качественных характеристик, показателей здоровья и динамики развития воспитанников МДОУ  показывают, что проблема сохранения и укрепления здоровья продолжает оставаться  актуальной и требует дальнейшей работы над ней.

 

 В дошкольном образовательном учреждении работает учитель-логопед, который осуществляют коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Медико-педагогические исследования выявили детей с нарушениями в речевом развитии:
ОНР (общее недоразвитие речи) -5 детей
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 20 детей в подготовительной группе (зачислены на логопункт), 12 детей в средней группе, 29 детей из старших групп.
Коррекционная работа имеет продолжение в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также созданы необходимые условия для самостоятельной деятельности дошкольников (в группах созданы речевые уголки для закрепления речевых упражнений).

Отклонения  в соматическом и нервно-психическом здоровье всё чаще  становятся предпосылками различных  нарушений в развитии ребенка:  коммуникативной сферы, речевого и социального развития детей. Особую тревогу педагогов МДОУ вызывает увеличение числа   дошкольников с различными речевыми   нарушениями.  Эти дети в старшем дошкольном возрасте  начинают осознавать свой дефект,  стесняются его и,  как правило, трудно адаптируются в социуме.

Такие дети требуют особого внимания в воспитании и обучении.

Поэтому  проблему сохранения и укрепления здоровья  необходимо решать наряду с проблемой социализации детей.

Процесс социализации ребёнка на каждом из его этапов предполагает:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в стенах образовательного учреждения психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов в игровой, художественно-речевой, театральной, музыкальной, изобразительной и других видах деятельности;

- организацию содержательного, насыщенного общения, обогащающего внутренний мир ребёнка, стимулирующего рост его самосознания;

- превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем в процессе адаптации к дошкольному учреждению.

Социализация, таким образом, предполагает индивидуализацию: у каждого ребёнка свой путь развития, что, конечно же, изменяет характер взаимодействия и роль воспитателя вообще. Воспитатель не просто транслятор, он актуализирует тенденцию к личностному росту, ставит ребёнка в ситуацию активного деятеля, создаёт условия для развития его самостоятельности. Ребёнок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу». Задача воспитателя – анализировать его желания, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания.

Принципы социального воспитания:

-  гуманизм (самоценность личности, право выбора, свобода);

- культуросообразность: создание социокультурной, развивающей среды, отражающей в полной мере особенности народной и мировой культуры;

- целостность: единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей, институтов;

- непрерывность: последовательность, преемственность в развитии личности; адекватные изменения в воспитательно-образовательной системе

 

Анализ социально-психологического развития детей включает в себя психологическую диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников, педагогическая диагностика-степени овладения разными видами деятельности, что в целом составляет называемую и (ожидаемую взрослыми) “школьную зрелость” ребенка 6-7 лет.

Качественный анализ позволяет сделать вывод, что хорошо развиты сформированность учебных действий, слуховая память, фонематический слух, кратковременная память и внимание, мышление.  Отсутствие психолога в штате МДОУ не дает возможности проведения  более полной диагностики.

 Анализ воспитательно-образовательного процесса:

Анализ  результатов учебно-воспитательного процесса позволяют сделать вывод о стабильности результатов освоения детьми образовательной программы 

 Качество воспитания и образования воспитанников МДОУ №101

в 2010-2011 учебном году составляет по разделам:

Р.В. (развитие детей раннего возраста)  – 2,4

Рв.В. (взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста) – 2,4

В. (взаимодействие воспитателя с детьми) -2,2

И. (развитие игровой деятельности) – 2,2

Ф. (физическое воспитание и здоровье)  – 2,3

Р. (речевое развитие) – 2,4

Из. (развитие детей в изодеятельности ) -   2,3

М. (развитие детей в муз. деятельности ) -    2,4

Т. (развитие детей в театральной деятельности) – 2,2

К. (развитие детей в конструктивной деятельности) – 2,2

Ма. (ФЭМП) -2,3

Е. (развитие элементарных естественно-научных представлений) -2.1

Э. (экология) – 2,2

Ч. (развитие представлений о человеке в истории и культуре   2,1

 

 

Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы ДОУ нового содержания и организации методов и приемов воспитания и обучения, комплексным подходом к развитию личности наших детей. Положительная  динамика отмечена в развитии речевой деятельности дошкольников,  воспитании и обучении детей раннего возраста. Улучшение показателей речевого развития детей, произошедшие в результате координации учителем-логопедом  педагогической деятельности  по разделу «Речевое развитие ребёнка», позволяет использовать  данное направление как способ решения  проблемы социального развития детей.

Речевое развитие детей является  одним из основных  направлений деятельности  МБДОУ.  Процесс  речевого развития детей дошкольного возраста длительный и многогранный, т.к. требует не только освоения детьми звуковой культуры речи,  лексико-грамматических категорий  родного языка, но  и расширение словаря и развитие связной речи. Поскольку ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, то с помощью игры детям гораздо легче понять  законы речи, научиться любить и беречь ее. Театрально-игровая деятельность  – самостоятельная детская активность, возможность проявить себя в разных ролевых ситуациях, фактор интенсивного развития всех сторон речи (словаря, грамматического строя речи, диалога).  Совет педагогов решил, что  организация театрализованной деятельности будет эффективно способствовать развитию устной  речи детей дошкольного возраста.

Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ, обеспечивают всестороннее развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному.

Актуальной является задача: формирование интегративных качеств дошкольника.

Анализ условий:

Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения.

Актуальной для образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является диагностика затруднений педагогов, без чего вообще не может быть никакого управления работой с педагогическими кадрами, ориентированного не на процесс, а на результат.
Анализ кадрового состава педагогов мы осуществляли по следующим признакам: возрастной ценз; образовательный ценз; диагностика возможностей педагога; диагностика направленности личности педагога.

Возрастной состав педагогических работников:

от 30 до 40 лет – 6;

от 40 до 55 лет  –  12;

от  55 и выше  – 5.

Стабильной остаётся тенденция старения педагогических кадров. Увеличивается количество пенсионеров, работающих в ДОУ. Постоянно идёт отток молодых педагогических кадров из – за низкой заработной платы.

Образовательный ценз педагогов:

30 % – высшее образование,

70 % – среднее специальное

Квалификация :

17 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию,

9 % – первую, 45 % – вторую квалификационную категорию.
Диагностика направленности личности педагогов показала, что в своей деятельности педагоги ориентируются на цели и задачи дошкольного образовательного учреждения: 80 % педагогов стремятся обеспечить развитие личности каждого ребёнка и совершенствовать свою деятельность. Наблюдается наличие интереса у большинства педагогов, связанное с направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Диагностика возможностей педагогов показала, что в своей деятельности
педагоги ориентируются
- на субъект-субъектное отношение – 70 %;
- строят педагогический процесс с учетом прогноза – 60 %;
- ориентируются в содержании педагогической деятельности, формах и методах ее организации – 60 %;
- проявляют избирательность педагогического воздействия с учетом целей и деятельности, особенностей детей, их состояния и уровня развития, собственных возможностей – 70 %;
- ориентируются на конечный результат – 45 %.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что педагоги приобретают собственный стиль профессиональной деятельности, основанный на компетентности. Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения показал, что существуют тенденции, связанные с предоставлением самостоятельности, как педагогу, так и ребёнку.
Вместе с тем, были обнаружены противоречия, которые побуждают к  поиску новых направлений и моделей деятельности ДОУ.
Основными противоречиями выступили:
- с одной стороны, потребность педагогов работать самостоятельно и творчески, а с другой стороны, недостаточная ориентация в социально-гуманистических тенденциях, которая затрудняет выбор и использование способов профессиональной деятельности;
- между предоставлением администрацией самостоятельности в планировании, контроле, в оценке своей деятельности, и не достаточно высокой профессиональной компетентностью специалистов.
Мониторинг педагогической деятельности высветил ряд затруднений и потребностей педагогов в таких видах деятельности как проектирование педагогического процесса, освоение новых технологий, создание развивающей среды в ДОУ.

Мероприятия по стимулированию  молодых специалистов ДОУ

Управленческие действия (мероприятия) Ожидаемый результат
1. Направление младших воспитателей на учёбу в Ангарский педагогический колледж Снижение возрастного показателя по педагогическим кадрам

 

2. Направление педагогов на курсы повышения квалификации   Повышение профессиональной квалификации педагогов
3. Организация семинаров, выставок, конференций, конкурсов и других форм методической работы для реализации концепции модернизации образования.

Самообразование.

Повышение уровня квалификации педагогов
4. Аттестация педагогических кадров

 

Социальная поддержка педагогов

Повышение уровня квалификации педагогов

5.Участие в конкурсах «Воспитатель года»,

«Современный урок»

 

Повышение социального статуса

дошкольных работников и престижа профессии

Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше ДОУ обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.

Главная цель работы педагогов с семьей – вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность МДОУ, как равноправных участников   образовательного процесса. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс. См приложение «Формы взаимодействия МДОУ с семьей»

Материально-техническое обеспечение МДОУ № 101 позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников (см. таблицу “Структура предметно-развивающей среды”).

 

Благодаря усилиям администрации и коллектива, в МДОУ была создана база методической литературы. Программно-методическое обеспечение педпроцесса, направленное  на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, было связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа (см. таблицу “Характеристика образовательных программ и технологий”). Однако,  Федеральные государственные  требование к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяют, что дошкольное учреждение при составлении общеобразовательной программы МДОУ самостоятельно определяют перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса  программ, технологий, методических пособий. Следовательно, необходимо пересмотреть и пополнить программно-методическое обеспечение педпроцесса. В рамках дополнительного образования в ДОУ № 101 функционируют следующие кружки:  развитие музыкальных способностей детей,  театрализованной деятельности,  художественного творчества, речевого этикета

 

1.3. Проблемный вывод.

Представленный анализ результатов  деятельности МДОУ № 101  показал проблемы:

- кадрового обеспечения (недостаточно воспитателей с высоким уровнем профессионализма и компетентности, общей культуры. Идет отток молодых кадров, что не дает возможности сформировать стабильный высокопрофессиональный коллектив педагогов и ответственных специалистов)

 

-методического обеспечения педпроцесса (требуется изучение и освоение ФГТ, изменение образовательной модели МДОУ, создание системы мониторинга для отслеживания динамики развития воспитанников, изучения личности ребенка).

 

Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения по следующим направлениям:

- построение  модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с   Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе ДОУ (ФГТ)

- создание предметно-развивающей среды МДОУ в соответствии с ФГТ

- повышение уровня квалификации и  профессиональной компетентности педагогов ДОУ

- совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

- создание сетевого взаимодействия ДОУ для развития мобильности в системе

образования, совершенствование информационного обмена.

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МДОУ № 101.

Коллектив МДОУ продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям, необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами. Ими являются:

- развитие детей раннего возраста

- речевое развитие детей дошкольного возраста

Цель концепции:

создание  единого образовательного пространства  для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации.

Задачи:

1. Создание условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечения безопасности их жизнедеятельности

2. Организация предметно-развивающую среду в МДОУ, обеспечивающей всестороннее  развитие личности ребенка.

3. Создание целостного образовательное пространства в системе « педагог-ребёнок-родитель» через вовлечение родителей в образовательный процесс.

4.Создание условий для личностного и профессионального саморазвития педагога как основы социально – личностного развития ребёнка.

 

Принципы содержания образовательного процесса

и условия их реализации в ДОУ:

Усилия коллектива будут направлены на дальнейшее развитие образовательного пространства ДОУ, которое будет базироваться на следующих принципах.

1.Организация   любой   деятельности  с  ребёнком  требует опоры на ведущую деятельность данного возрастного периода (ведущая деятельность – игра).

2. Принцип деятельностного подхода.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации. Деятельность  должна  быть  привлекательной  для  ребёнка,  то  есть   иметь для него субъективное значение, одновременно должна быть полезна ему.

3.Принцип личностного подхода в воспитании.

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ОУ. Каждый воспитанник – личность, которую уважают и принимают.

 

4. Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка.

4. Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик.

5.  Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие.

6. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

Оценка образовательного процесса:

Основными показателями результативности ДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие:

- психологический климат в ДОУ, комфортность в ДОУ для педагогов, детей;

- отношение родителей к детскому саду;

Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.

Результативность воспитательно-образовательного процесса – динамика личностного развития ребенка, формирование интегративных качеств

 

 

3. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ.

Образовательные ценности и содержание образовательного пространства, заявленные в концепции,   определяют желаемый результат деятельности ДОУ. Конечной целью деятельности является формирование гармонично развитой личности ребенка. Исходя из заявленной концепции, выдвинуты основные направления развития ребенка, которые реализуются во взаимосвязи, как свойство целостной личности ребенка. Каждое из направлений развития понимается нами как приоритетное, что предотвратит возможные перекосы в сторону одной из линий развития детей.

Содержание задач развития личности ребенка связано с укреплением и совершенствованием физического и психического здоровья, формированием индивидуальных типологических характеристик личности воспитанников.

БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДОУ:

Базовые ценности ДОУ № 101:

  • ребенок, как уникальная развивающаяся личность;
  • педагог, как личность, носитель образования;
  • командная работа, как основа достижения целей и успеха;
  • стремление к качеству, совершенству;
  • культура организации, взаимоотношений;
  • семья – как основная среда личностного развития ребенка, коллектив родителей и педагогов – команда единомышленников.

 

Миссия  ДОУ: создать образовательное пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи

 

4. ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

4.1. Прогнозируемые результаты.

Учитывая, что дошкольный возраст – важнейший этап развития личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с миром людей, миром предметов, природы и собственным внутренним миром, педагогический коллектив прогнозирует в качестве конечного результата:

  •  построение  модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с   Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе ДОУ
  •  создание ПРС ДОУ в соответствии с ФГТ
  •  совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
  • повышение педагогического мастерства и профессиональной подготовки педагогов ДОУ
  • повышение статуса ДОУ в микрорайоне.

Социальный эффект программы.

Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:

  • подготовка здорового, социально зрелого выпускника ДОУ
  • обновление и качественное совершенствование педагогических кадров ДОУ

                                

                                      “Модель выпускника  ДОУ»

 

  1. 1.      Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  1. 2.      Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  1. 3.      Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  1. 4.      Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  1. 5.      Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  1. 6.     Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

  1. 7.    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

-         о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

-          о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

-          об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

-          о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

-          о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

  1. 8.      Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  1. 9.      Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

Развитие педколлектива предполагает:

- организацию труда сотрудников с учетом их личных и профессиональных качеств, психологической совместимости,

- предусматривает различные формы стимуляции педагогов (моральные и материальные)

- гарантирует создание условий для повышения мастерства и профессиональной подготовки, их творческий подход к решению задач воспитания и образования детей.

 

4.2. План деятельности.

Первый этап

Задачи:

Формирование  нового педагогического мышления коллектива.

Изучение  программы Развития МДОУ на 2011-20106 год, создание и систематизация пакета документов как механизма  её реализации.

Второй этап.

Задачи:

1. Практическая реализация Программы.

2. Контроль над её осуществлением.

3. Внесение необходимых корректив.

Третий этап.

Задачи.

1. Анализ работы детского сада по реализации Программы развития.

2. Оформление и представление опыта работы.

 

Этапы реализации программы

этапы              задачи           реализация сроки
1 этап организационный 1.Обеспечить  новый подход к организационно – управленческой  деятельности

 

Модель МБДОУ

Структура управления

Связь с социумом.

2011-2016
2. Создать условия  для организации образовательной деятельности Создание рабочей группы «Поиск» по изучению материалов ФГТ и методических рекомендаций к созданию образовательной программы ДОУ

Создание  образовательной программы

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса

Подбор диагностического инструментария  для изучения интегративных качеств детей.

 

2011-2013
 3.Создать современную предметно-развивающую среду в МБДОУ в соответствии с ФГТ

 

Переоборудование ПРС  в дошкольных группах в соответствии с ФГТ

Внедрение вариативных форм организации педагогического процесса

Продолжить оформление и оборудование логопедического кабинета, как коррекционной зоны социально – речевого развития.

 

2011-2013
2  зтап: поиск механизма  повышения качества образования  как результата её реализации.

 

 

3.Обогатить содержание образовательного процесса через обеспечение интеграции   деятельности специалистов МДОУ.

 

 Создание перспективного комплексно-тематического  планирования и планирования интегрированных циклов занятий.

Модель  взаимодействия специалистов;

Интеграция содержания программ по физическому, эстетическому, социально-личностному,  познавательно-речевому развитию детей;

Перспективное планирование интегрированных занятий.

 

2011-2016
4.. Создать целостное образовательное пространство в системе

«педагог-ребёнок-родитель», способствующее  всестороннему развитию социальной адаптации детей.

Внедрение  новых форм работы с родителями; вовлечение их в образовательный процесс

Организация кружковой работы,

клубов по интересам

2011-2016
5.Создать условия для личностного саморазвития педагога как основы социально – личностного развития ребёнка.

 

Методические проекты «Школа Мастера» и «Уроки логопеда»

Создание портфолио педагогов;

вариативные формы организации педагогического процесса; курсы повышения квалификации;

проведение мастер-классов на базе МДОУ;

участие в муниципальных, региональных, федеральных  мероприятиях.  

 

2011 – 2016
                        3 этап  

Результат реализации программы

Создание экспертной группы для анализа выполнения Программы

Анализ выполнения «Программы развития» экспертной группой

Подготовка и оформление отчетных материалов

 

2015

 

2015

 

2016

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

1. Создание условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечения безопасности их жизнедеятельности

2. Организация предметно-развивающей среду в МБДОУ в соответствии с ФГТ, обеспечивающей всестороннее  развитие личности ребенка.

3. Создание целостного образовательное пространства в системе «педагог-ребёнок-родитель» через вовлечение родителей в образовательный процесс.

4.Создание условий для личностного и профессионального саморазвития педагога как основы социально – личностного развития ребёнка.

5.Создание сетевого взаимодействия МБДОУ для развития мобильности в системе  образования, совершенствование информационного обмена.

 

 

1. Создание условий (материальных, кадровых) для повышения качества  образования в ДОУ;

2. Обновление и качественное совершенствование педагогических кадров ДОУ

3.Обеспечение детям старшего дошкольного возраста одинаковых стартовых  возможностей для обучения в школе;

4.  Удовлетворение потребностей семей в образовательных услугах ДОУ